26 мая 2003 года украинский самолет Як-42, в каком ворачивались из Афганистана 10-ки испанских военнослужащих, разбился, врезавшись в гору недалеко от турецкого городка Трабзон. Для Испании это была наикрупнейшая катастрофа в мирное время, потому что в ней погибли 62 из сотки испанских военных, которых растеряла страна за время афганской кампании. Но для родственников погибших это было лишь началом испытаний.
13 февраля 2013 года Конституционный трибунал Испании отклонил жалобу семей на прекращение расследования, начатого по поводу множества нарушений при найме устаревшего и небезопасного украинского самолета, у которого даже не было нужной страховки, не работали некие приборы, и чьих пилотов позже признали недостаточно приготовленными и вялыми.
«Нам говорили, что все в порядке, что самолеты примечательные, но по сути все было совершенно не так. На самолет уже было множество жалоб. Лишь никто к ним не прислушался, в отличие от норвежского майора, заявившего, что его бойцы не сядут в этот самолет, в этот Як-42, в каком погибли наши бойцы», - заявила в интервью газете «Эль Паис» Гранада Рипольес, потерявшая брата в той катастрофе.
Наиболее того, позже вскрылось, что аренда самолета осуществлялась через шестерых субподрядчиков из 5 различных государств, и при всем этом «испарилось» две трети из 150 000 евро, уплаченных за полет министерством Обороны, но закрытие дела не позволило довести расследование до конца.
Да и это не все: под давлением тогдашнего министра Обороны Федерико Трильо, приказавшего немедля репатриировать тела погибших, испанские генералы через 48 часов опосля катастрофы объявили о проведении идентификации останков по ДНК, и лишь еще позже, когда семьи уже похоронили боец, раскрылось, что военные провели опознания наобум, и половина из их оказались ложными.
В 2009 году трибунал приговорил за это к тюремным срокам 3-х генералов, но основной из их погиб до выполнения приговора, а двое остальных были помилованы через несколько месяцев опосля прихода к власти сегодняшнего правительства Мариано Рахоя.
Мигель Анхель Сенсианес, председатель Ассоциации семей жертв катастрофы, именовал «насмешкой» решение правительства помиловать этих «преступников», «надругавшихся» над памятью погибших.
«Для меня самое ужасное - созидать отчаяние матерей, разыскивающих могилы собственных отпрыской. Страшно, что сеньор Трильо заявил на публике, что выставленные нами документы о фальсификации опознаний - подделка, и что семьи очевидно преследуют политические цели».
Верховный трибунал Испании приговорил обе компании, ответственные за полет, выплатить семьям жертв общую компенсацию в 6 миллионов евро, но ни одна из их ничего не заплатила. 1-ая - брокер - находится в Германии, а украинская авиакомпания считается финансово несостоятельной.
Не считая того, Федерико Трильо, не будучи дипломатом, был «награжден» должностью посла в Англии, что было расценено 100 20 родителями, сорока вдовами и шестьюдесятью 4-мя детками, осиротевшими опосля той катастрофы как прямое оскорбление.
«Как гражданка Испании, заявляю для вас, сеньор Трильо, что как политик вы поступили бесчестно. Вы даже не попросили прощения у родственников, ничем им не посодействовали, быстрее напротив. Скажите: за какие такие награды вы стали послом в Англии. Никогда для вас не избавиться от тени того Яка-42 и от страшной судьбы 62 военных, отдавших жизнь за Испанию, не говоря уже о их семьях», - выделила Гранада Рипольес.
Не найдя правосудия в Испании, семьи погибших намереваются навести дело в Европейский Трибунал по Правам Человека.
«Мы уже не успокоимся пока не будет услышан глас наших погибших, пока в Испании не сядут на скамью подсудимых ответственные за их смерть. И ежели мы не отыскали правосудия в Испании, мы пойдем в Страсбург» - заявил Мигель Анхель Сенсианес.